Как проверить контрагента

Как правильно проверить контрагента

Как обезопасить свой бизнес? Как гарантировать выполнение второй стороной своих обязательств по контракту? Как защитить свои интересы? Как избежать внеплановых проверок от контролирующих органов? Одним из ответов на эти вопросы является тщательная проверка благонадежности, финансового состояния и деловой репутации контрагентов.

Зачем нужна проверка контрагента

Российское законодательство строго не обязывает проверять контрагентов, однако, контролирующие органы уделяют пристальное внимание принципам отбора контрагентов, которые использует налогоплательщик при выборе деловых партнеров. Проверяющие организации, например, налоговая инспекция, берут за основу постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». В этом документе перечислены базовые критерии, которыми должно руководствоваться юридическое лицо, выбирая контрагента. Основа такого выбора — осмотрительность и осторожность.

Каждый предприниматель должен обосновать для контролирующих органов налоговую базу. При слабом обосновании, налоговая инспекция имеет право оштрафовать или применить другие санкции, которые повлияют лично на предпринимателя и на бизнес в целом. Поставщики, заказчики, банки, обслуживающие предприятия, сервисные компании — это все контрагенты, с которыми любая организация ежедневно взаимодействует. Если по какой-то причине один из них оказывается неблагонадежным, то налоговая служба имеет все основания для выставления претензии и организации дополнительной проверки законопослушной компании. Примеры неблагонадежности: уход от выплаты налогов, банкротство, участие в судебных процессах, фирма-однодневка.

Безусловно, проверка контрагентов не защищает от возможных претензий к компании со стороны контролирующих органов, однако, она существенно снижает вероятность подобных претензий. Кроме того, результаты проведенной проверки — это значимый аргумент в случае судебных разбирательств и обжалования решений налоговой службы в судебном порядке.

Когда проверять контрагента

Контрагент должен пройти проверку на благонадежность перед заключением любой сделки, особенно если:

  • сделка заключается с новым партнером
  • условия договора подразумевают авансовые платежи
  • условия оплаты по договору включают отсрочку или рассрочку
  • деловой партнер зарегистрирован в другом субъекте РФ

Если поставщик или клиент был зарегистрирован относительно недавно, то это еще не говорит о его неблагонадежности. Однако, с учетом других факторов, его недолгая налоговая история может спровоцировать внеплановый «интерес» контролирующих органов.

Основные признаки недобросовестной компании:

  • по юридическому адресу зарегистрировано множество других компаний
  • директор совмещает должностные обязанности главного бухгалтера
  • частая смена видов деятельности
  • наличие крупной суммы задолженности или больших кредитных обязательств
  • фирма была зарегистрирована в государственных органах непосредственно перед заключением сделки

Любой из этих признаков должен вызвать подозрения в неблагонадежности и требует более детальной проверки.

Проверка контрагента: основные этапы

Проведение проверки требует соблюдения некоторых основополагающих принципов:

  • важен факт благонадежности компании (или хотя бы его видимость)
  • все необходимые документы должны быть оформлены надлежащим образом
  • в приоритете компании с положительной репутацией. В противном случае присутствует риск привлечения ненужного внимания к сделкам и деятельности организаций в целом

Проверку нового контрагента следует начинать со сбора информации. Так, требуются те сведения, которые могут доказать факт реального существования компании.

Для начала следует направить в организацию запрос о предоставлении документов, подтверждающих государственную регистрацию, постановку на учет в налоговых органах, допуск к осуществлению определенных видов работ. Как правило, необходимыми также являются следующие сведения:

  • бухгалтерская отчетность за предыдущий период
  • документация о назначении руководителя
  • приказ или доверенность, подтверждающие право подписи конкретных лиц
  • иные документы, имеющие весомое значение для принятия решения о дальнейшем сотрудничестве

Организация должна предоставить надлежащим образом заверенные копии документов хорошего качества: все данные должны быть четко различимы. Это необходимо для возможности перепроверки подлинной информации.

Важно не только запросить пакет учредительных и иных необходимых документов, но и выяснить статус компании в отношении банкротства, а также изучить все судебные разбирательства, в которых, так или иначе, фигурирует будущий контрагент. Не следует забывать и о проверке регистрационного адреса компании. Это позволит исключить факт присутствия контрагента в реестре массовой регистрации.

Способы осуществления проверки контрагента

Существует несколько основных способов осуществления проверки контрагента.

Первый способ предусматривает работу с официальным сайтом ФНС. Часть сведений находится в открытом доступе, а именно:

  1. ЕГРЮЛ и ЕГРИП содержат в себе сведения о гос.регистрации ЮЛ, ИП, крестьянских хозяйств.
  2. Информацию относительно регистрационных документов ЮЛ и ИП можно найти в разделе Сведения.
  3. Раздел Сообщения юридических лиц включает в себя положения, которые были опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации». Там представлены значимые для организации события (к примеру, исключение из реестра).

Безусловно, данный вариант поможет собрать часть данных о предполагаемом контрагенте. Однако для более детальной проверки компании вышеперечисленной информации будет недостаточно.

Для создания максимально четкого представления о деятельности будущего партнера существует второй способ. Он заключается в осуществлении поиска данных с помощью информационно-аналитического сервиса «Контур.Фокус». Такой вариант проведения проверки имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  • Контур.Фокус содержит в себе все официальные данные, позволяющие составить наиболее детальный отчет о партнере. Данный отчет в дальнейшем может пригодиться при налоговом споре или проверке, осуществляемой контролирующими органами
  • все данные находятся в одном месте. Так, благодаря Контур.Фокусу можно собрать весь необходимый пакет информации о будущем партнере, затратив на это минимальное количество времени
  • сервис предоставляет не только информацию из реестров, но и судебные данные, сведения ЦБ РФ, Федерального казначейства, Федеральной службы судебных приставов, и даже информацию из сети Интернет
  • система предусматривает возможность автоматизированной проверки контрагента по различным критериям, настроить которые можно самостоятельно. Все происходящие изменения также отслеживаются в автоматическом режиме, что позволяет оперативно принимать решения в отношении деятельности организации

Третий способ осуществления проверки представляет собой оформление письменного запроса в различные гос.службы. Срок, в течение которого должен быть предоставлен ответ, составляет 30 дней. Безусловно, данный способ не отличается оперативностью и не поможет сэкономить время. Тем не менее, в конечном счете на руках будут официальные документы, позволяющие доказать необходимую осмотрительность предпринимателя при выборе будущего контрагента.

К примеру, ФНС по запросу может предоставить следующую информацию:

  • данные о соблюдении потенциальным контрагентом осуществления налоговых обязательств, а также сроков предоставления отчетной документации
  • наличие вынесенных против контрагента налоговых взысканий

Стоит отметить, что ФНС в ряде случаев имеет право отказать в удовлетворении запроса. Так, необходимо сохранить не только обращение, но и полученный отказ, оформленный надлежащим образом. Исходя из этого, организация будет иметь подтверждение совершенных действий, касающихся проверки данных о потенциальном контрагенте.

Заметим, что при выборе данного варианта осуществления проверки есть вероятность потерять много времени, и при этом не получить информацию, необходимую для оперативного принятия решения о сотрудничестве.

Риски при работе с непроверенным контрагентом

Выделяют ряд категорий рисков, которые могут возникнуть при заключении договора с недобросовестным контрагентом:

  1. Законодательные
    Если контрагент будет признан недобросовестным, налогоплательщика ждет доначисление налогов, а также штрафные санкции сразу по нескольким группам налогов: на прибыль, на добавленную стоимость, единому налогу при УСН и НДФЛ (относится к индивидуальным предпринимателям). Кроме этого, налогоплательщик попадает в план проведения выездных проверок. Если нарушение признано особо крупным, это может стать поводом для привлечения к административной или уголовной ответственности.
  2. Финансовые
    Основная угроза для компании – неисполнение контрагентом обязательств, указанных в договоре. Бывает полным (непоставка товара, отказ от оплаты, невозврат предоплаты), или частичным (срыв сроков поставки или выполнения иных обязательств, нарушение требований к качеству продукции или выполнения работ).
  3. Риски претензий к должностным лицам
    Как компания, так и ее акционеры, могут взыскать убытки с должностного лица, подписавшего контракт с недобросовестным контрагентом.
  4. Репутационные
    Работа с недобросовестным контрагентом, допустившим полное или частичное невыполнение своих обязательств, негативно скажется на репутации компании, вызовет дополнительные вопросы со стороны партнеров, может привести к уменьшению клиентской базы.

Оценка итогов проверки контрагента

После того, как контрагент проверен на добросовестность, ответственные лица компании должны внимательно изучить её результаты. На их основе может быть принято 3 варианта решения:

  • заключение сделки, если контрагент признан добросовестным
  • изменение условий сделки, позволяющее снизить риски
  • отказ от сделки, если высок риск того, что контрагентом не будут выполнены взятые обязательства

Суды заметно чаще принимают решение в пользу налоговых органов, а доказать, что деятельность компании велась в строгом соответствии с законодательством крайне сложно. Поэтому проверка контрагента позволяет существенно снизить риски компании. Рекомендуется закрепить данную процедуру внутренним документом организации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *